6. О государственной программе (программах) развития нанотехнологий
Среди стран СНГ активно развивают нанотехнологии Россия и
Беларусь благодаря наличию серьезных научных заделов, высокотехнологических
производств, осуществлению подготовки кадров в этой области, а также государственной политике, ориентированной на развитие наноиндустрии
(в Беларуси — государственная программа «Наноматериалы и нанотехнологии» 2003 года и последующие инициативы; в России — «Программа
координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации» 2006 года, целевая программа «Развитие инфраструктуры
наноиндустрии Российской Федерации на 2008–2010 годы», принятая в 2007 году, «Программа развития наноиндустрии в Российской Федерации
до 2015 года», принятая в 2008 году, и другие). С 2007 года активно развивает нанотехнологии Казахстан. В выполнении научно-технической
программы «Развитие нанонауки и нанотехнологий в Республике Казахстан на 2007–2009 гг.» приняли участие 30 организаций различных ведомств,
в том числе девять вузов. С 2008 года в Казахстане функционирует Национальная нанолаборатория открытого типа, а при ней — Научно-образовательный
центр «Перспективные материалы и технологии». Основная цель этой лаборатории — создание научно-технологической и образовательной
инфраструктуры с международным участием для развития в Казахстане нанотехнологии и наноинженерии до мирового уровня, максимальное
приближение исследований в области нанотехнологии к производству и бизнесу, а также оказание услуг в проведении научных и
конструкторско-проектных работ сторонним организациям и предприятиям. В 2011 году в Казахстане создан Российско-Казахстанский фонд
нанотехнологий, который, по имеющимся заявлениям, позволит Казахстану реализовать казахстанские программы форсированного
индустриально-инновационного развития страны.
Казалось бы очевидным, что Узбекистану тоже нужно принять на государственном уровне программу (программы) развития нанотехнологий,
чтобы ликвидировать отставание в развитии нанотехнологий в стране (Россия и Казахстан это сделали 10 лет назад, причем признавая,
что сделали это с сильным запозданием). Однако, при описанной выше ситуации с научно-исследовательской
деятельностью и организацией научных исследований у нас в стране, желаемого результата не будет получено. Без изменения подходов
к формированию государственных научно-технических программ будет получена программа, в которой программные задачи, направленные
на решение стратегической задачи увеличения инновационной составляющей экономики за счет развития и внедрения
нанотехнологий, будут подменены задачами не связанных друг с другом «конкурсных» проектов,
отражающих частные интересы руководителей этих проектов.
Для составления государственной программы (программ) развития нанотехнологий в стране необходимо проведение предварительной аналитической
работы, включающей анализ мировых тенденций научных исследований в области нанотехнологии и рынка нанотехнологической продукции,
определение приоритетных направлений научных исследований и разработок, развитие которых будет способствовать инновационному развитию
экономики Узбекистана (выявление материалов и технологий, которые могут быть разработаны, освоены и внедрены в производство и тем самым
повысят конкурентоспособность продукции отдельных производственных секторов экономики Узбекистана, а также послужат созданию новых
конкурентоспособных производственных направлений). Эта аналитическая работа должна включать в себя также анализ мировых тенденций
перестройки образования, направленной на подготовку специалистов нового поколения, способных работать на стыке различных
научно-технических направлений. Фактически речь идет о разработке стратегии развития нанотехнологий в
стране и механизмов реализации этой стратегии. Только на этой основе можно формировать программу (программы) развития
нанотехнологий в стране, а не на основе предложений по решению узких научных проблем, предлагаемых отдельными учеными, и общих представлений
о значимости нанотехнологий вообще, без связи с целевыми задачами научно-технического развития страны. Конечной целью всех реализуемых
государством программ развития нанотехнологий должно быть создание в стране функционирующей
нанотехнологической сети.
Организующим инструментом в выработке указанной выше основы для формирования государственной программы развития нанотехнологий в стране
может стать организационно-аналитический отдел рассмотренного выше межвузовского научно-образовательного центра нанотехнологий. Он должен
объединить научные и педагогические кадры вузов, кадры научно-исследовательских институтов АН РУз и других организаций для выработки
стратегии развития нанотехнологий в стране и методов ее реализации.
Любую программу по развитию нанотехнологий в стране можно выполнить только в том случае, когда страна имеет некоторую
«критическую массу» специалистов в области нанотехнологии, а также
необходимое научное оборудование. Поэтому, прежде чем принимать программу развития нанотехнологий,
в которой будут ставиться задачи достижения значимых результатов в отдельных направлениях научных исследований и разработок в области
нанотехнологий, необходимо принять и реализовать целевую государственную научно-техническую
программу «Формирование в Узбекистане научного потенциала для развития нанотехнологий».
Целевыми показателями реализации этой государственной научно-технической программы могут быть следующие показатели:
1) Кардинальное изменение организации научных исследований и разработок, которое обеспечит следующее:
а) исключение финансирования множества отдельных, не связанных друг с другом научно-исследовательских проектов в области
нанотехнологии;
б) концентрирование финансовых ресурсов на проектах, выполнение которых будет обеспечивать формирование в стране направлений научных
исследований и разработок, значимых для решения задачи увеличения инновационной составляющей экономики Узбекистана за счет развития
и внедрения нанотехнологий;
в) переход к финансированию научно-исследовательских проектов в области нанотехнологии, которые предусматривают следующие этапы:
НИР, проектирование продукции и технологических процессов производства, освоение производства продукции, выведение продукции на
рынок;
г) реализацию кластерной формы организации выполнения научных исследований и разработок в области нанотехнологии
путем формирования творческих коллективов из специалистов нужного профиля, в том числе из разных
вузов, НИИ, производственных предприятий и других организаций в соответствии с задачами проектов.
2) Наличие сформированных направлений научных исследований и разработок в области нанотехнологии, значимых для увеличения
инновационной составляющей экономики Узбекистана.
3) Обеспеченность сформированных направлений научных исследований и разработок в области нанотехнологии
кадрами, научным, технологическим и прочим оборудованием.
4) Наличие сформированной сети международного сотрудничества Узбекистана со странами ближнего и дальнего зарубежья для выполнения совместных
научных исследований и разработок, значимых для увеличения инновационной составляющей экономики Узбекистана.
5) Наличие разработанной модели подготовки специалистов в области нанотехнологии на начальный период развития нанотехнологий в Узбекистане;
наличие внедрения этой модели в учебные процессы вузов.
|