Главная > Как организовать развитие нанотехнологий ...

 

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РАЗВИТИЕ НАНОТЕХНОЛОГИЙ И СОЗДАНИЕ НАНОИНДУСТРИИ

В УЗБЕКИСТАНЕ

 
 

6. О государственной программе (программах) развития нанотехнологий

 

Среди стран СНГ активно развивают нанотехнологии  Россия и Беларусь благодаря наличию серьезных научных заделов, высокотехнологических производств, осуществлению подготовки кадров в этой области, а также государственной политике, ориентированной на развитие наноиндустрии (в Беларуси — государственная программа «Наноматериалы и нанотехнологии» 2003 года и последующие инициативы; в России — «Программа координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации» 2006 года, целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии Российской Федерации на 2008–2010 годы», принятая в 2007 году, «Программа развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года», принятая в 2008 году, и другие). С 2007 года активно развивает нанотехнологии Казахстан. В выполнении научно-технической программы «Развитие нанонауки и нанотехнологий в Республике Казахстан на 2007–2009 гг.» приняли участие 30 организаций различных ведомств, в том числе девять вузов. С 2008 года в Казахстане функционирует Национальная нанолаборатория открытого типа, а при ней — Научно-образовательный центр «Перспективные материалы и технологии». Основная цель этой лаборатории — создание научно-технологической и образовательной инфраструктуры с международным участием для развития в Казахстане нанотехнологии и наноинженерии до мирового уровня, максимальное приближение исследований в области нанотехнологии к производству и бизнесу, а также оказание услуг в проведении научных и конструкторско-проектных работ сторонним организациям и предприятиям. В 2011 году в Казахстане создан Российско-Казахстанский фонд нанотехнологий, который, по имеющимся заявлениям, позволит Казахстану реализовать казахстанские программы форсированного индустриально-инновационного развития страны.

Казалось бы очевидным, что Узбекистану тоже нужно принять на государственном уровне программу (программы) развития нанотехнологий, чтобы ликвидировать отставание в развитии нанотехнологий в стране (Россия и Казахстан это сделали 10 лет назад, причем признавая, что сделали это с сильным запозданием). Однако, при описанной выше ситуации с научно-исследовательской деятельностью и организацией научных исследований у нас в стране, желаемого результата не будет получено. Без изменения подходов к формированию государственных научно-технических программ будет получена программа, в которой программные задачи, направленные на решение стратегической задачи увеличения инновационной составляющей экономики за счет развития и внедрения нанотехнологий, будут подменены задачами не связанных друг с другом «конкурсных» проектов, отражающих частные интересы руководителей этих проектов.

Для составления государственной программы (программ) развития нанотехнологий в стране необходимо проведение предварительной аналитической работы, включающей анализ мировых тенденций научных исследований в области нанотехнологии и рынка нанотехнологической продукции, определение приоритетных направлений научных исследований и разработок, развитие которых будет способствовать инновационному развитию экономики Узбекистана (выявление материалов и технологий, которые могут быть разработаны, освоены и внедрены в производство и тем самым повысят конкурентоспособность продукции отдельных производственных секторов экономики Узбекистана, а также послужат созданию новых конкурентоспособных производственных направлений). Эта аналитическая работа должна включать в себя также анализ мировых тенденций перестройки образования, направленной на подготовку специалистов нового поколения, способных работать на стыке различных научно-технических направлений. Фактически речь идет о разработке стратегии развития нанотехнологий в стране и механизмов реализации этой стратегии.  Только на этой основе можно формировать программу (программы) развития нанотехнологий в стране, а не на основе предложений по решению узких научных проблем, предлагаемых отдельными учеными, и общих представлений о значимости нанотехнологий вообще, без связи с целевыми задачами научно-технического развития страны. Конечной целью всех реализуемых государством программ развития нанотехнологий должно быть создание в стране функционирующей нанотехнологической сети.

Организующим инструментом в выработке указанной выше основы для формирования государственной программы развития нанотехнологий в стране может стать организационно-аналитический отдел рассмотренного выше межвузовского научно-образовательного центра нанотехнологий. Он должен объединить научные и педагогические кадры вузов, кадры научно-исследовательских институтов АН РУз и других организаций для выработки стратегии развития нанотехнологий в стране и методов ее реализации.

Любую программу по развитию нанотехнологий в стране можно выполнить только в том случае, когда страна имеет некоторую «критическую массу» специалистов в области нанотехнологии, а также  необходимое научное оборудование. Поэтому, прежде чем принимать программу развития нанотехнологий, в которой будут ставиться задачи достижения значимых результатов в отдельных направлениях научных исследований и разработок в области нанотехнологий, необходимо принять и реализовать целевую государственную научно-техническую программу «Формирование в Узбекистане научного потенциала для развития нанотехнологий».

Целевыми показателями реализации этой государственной научно-технической программы могут быть следующие показатели:

1)  Кардинальное изменение организации научных исследований и разработок, которое обеспечит следующее:

а)  исключение финансирования множества отдельных, не связанных друг с другом научно-исследовательских проектов в области нанотехнологии;

б) концентрирование финансовых ресурсов на проектах, выполнение которых будет обеспечивать формирование в стране направлений научных исследований и разработок, значимых для решения задачи увеличения инновационной составляющей экономики Узбекистана за счет развития и внедрения нанотехнологий;

в) переход к финансированию научно-исследовательских проектов в области нанотехнологии, которые предусматривают следующие этапы: НИР, проектирование продукции и технологических процессов производства, освоение производства продукции, выведение продукции на рынок;

г)  реализацию кластерной формы организации выполнения научных исследований и разработок в области нанотехнологии путем формирования творческих коллективов из специалистов нужного профиля, в том числе из разных вузов, НИИ, производственных предприятий и других организаций в соответствии с задачами проектов.

2)  Наличие сформированных направлений научных исследований и разработок в области нанотехнологии, значимых для увеличения инновационной составляющей экономики Узбекистана.

3) Обеспеченность сформированных направлений научных исследований и разработок в области нанотехнологии кадрами, научным, технологическим и прочим оборудованием.

4) Наличие сформированной сети международного сотрудничества Узбекистана со странами ближнего и дальнего зарубежья для выполнения совместных научных исследований и разработок, значимых для увеличения инновационной составляющей экономики Узбекистана.

5) Наличие разработанной модели подготовки специалистов в области нанотехнологии на начальный период развития нанотехнологий в Узбекистане; наличие внедрения этой модели в учебные процессы вузов.

 

 
 
 

Сайт создан и поддерживается ООО "ProventaTech" (Ташкент).

При использовании представленных здесь материалов ссылка на "uznanotechnology.uz" обязательна.

© ООО "ProventaTech", 2017–2024