|
| |
|
АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ
Март 2023 г.
Можно ли достичь успехов в развитии нанотехнологий
не имея стратегии их развития?
Нанотехнологии в 2012 году были включены в число приоритетных направлений развития науки и
технологий Узбекистана на период с 2012 по 2020 год. Какой результат мы имеем сегодня, в 2023 году? Почему можно говорить о том,
что это направление науки и технологии в нашей стране слабо развито?
На сегодняшний день Узбекистан по-прежнему не имеет национальной программы развития нанотехнологий. Государственное финансирование
научных исследований и разработок в этой области дробится на выполнение небольших, тематически не связанных друг с другом проектов,
что вместе с существующими критериями отбора проектов для финансирования не способствует осуществлению крупных научно-исследовательских
проектов, которые могли бы привести к инновациям в различных областях промышленности и других сферах. Кроме того, отсутствует научное
оборудование, необходимое для осуществления таких
проектов, вузы не готовят специалистов по нанотехнологии, отсутствуют национальные стандарты,
регламентирующие разработку, испытание, производство и использование нанотехнологической продукции. Согласно данным
«StatNano», количество научных публикаций Узбекистана по нанотехнологии, индексированных в базе данных «ISI Web of Knowledge», до 2022
года не превышало 0,03 % от общего числа публикаций в мире; в 2022 году их количество составило 0,06 %. На уровне каких стран находится
Узбекистан по количеству публикаций можно видеть на рисунке 1.
|
|
|
 |
|
Если посмотреть на динамику изменения количества научных публикаций по годам (начиная с 2012 года), то можно увидеть чрезвычайно
низкое их количество со слабым ростом и резкое увеличение в 2022 году (см. раздел «Статистические данные» на данном сайте).
Является ли такое изменение темпа роста публикаций в 2022 году тенденцией, покажут итоги 2023 года. Но и в случае
сохранения этой тенденции Узбекистан останется среди стран с низким уровнем научной активности в области
нанотехнологии, недостаточной для обеспечения конкурентоспособности экономики страны в условиях 6-го
технологического уклада, базовыми технологиями которого будут нанотехнологии.
Еще в 2012 году, касаясь вопроса о достижении успехов в развитии нанотехнологий в нашей стране, кандидатом экономических наук Джахоной
Абдурасуловой в статье «Нанотехнологии в Узбекистане. Как набраться опыта, пропустив этап
"набивания шишек"» было отмечено, что «Развитие
отрасли должно быть тщательно спланировано и скоординировано как по участникам и партнерам, так и по ресурсным потокам, четким целям и
индикаторам их достижения. Поэтому необходима разработка отраслевой стратегии, в рамках которой все эти вопросы будут увязаны между собой».
(https://www.nanonewsnet.ru/blog/nikst/nanotekhnologii-v-uzbekistane). Однако такая стратегия не была разработана.
На рисунке 2 показана динамика изменения количества научных публикаций Узбекистана и Казахстана по нанотехнологии за указанный
выше период с 2012 по 2020 год, индексированных в базе данных «ISI Web of Knowledge» (т.е. за период, на который нанотехнологии
были объявлены одним из приоритетных направлений развития науки и технологий в Узбекистане). Отметим, что Казахстан к началу
указанного периода имел программу развития нанотехнологий и, кроме того, в конце 2011 года был создан Российско-Казахстанский
фонд нанотехнологий сроком на 10 лет, целью создания которого для Казахстана была реализация казахстанских проектов
форсированного индустриально-инновационного развития. |
|
 |
Слабое развитие нанотехнологий в Узбекистане сегодня обусловлено отсутствием стратегии их развития в стране, о необходимости
которой еще 2012 году писала Джахоной Абдурасулова (см. выше).
Стратегия развития отрасли (уже существующей) — это система взаимосвязанных стратегических решений по основным направлениям функционирования
отрасли. В случае создания новой отрасли стратегические решения включают в себя также решения по обеспечению условий для создания отрасли,
в том числе решения по осуществлению кардинальных изменений в сферах, обеспечивающих стартовые условия для формирования и эффективного
развития отрасли.
На данном сайте ранее была представлена система взглядов (концепция) на организацию развития нанотехнологий в нашей стране под
заголовком «Как организовать развитие нанотехнологий и создание наноиндустрии в Узбекистане» (2017 год). В этой концепции основополагающим
является утверждение, что главное для развития нанотехнологий – наличие государственной стратегии развития нанотехнологий и разработанных
механизмов реализации этой стратегии. Можно объявить нанотехнологии одним из приоритетных направлений научно-технического развития страны,
но без стратегии развития нанотехнологий и разработанных механизмов реализации этой стратегии реальных результатов, оказавших влияние на
научно-техническое развитие страны, не будет получено. Стратегической целью является формирование в стране нанотехнологической сети
—
специализированной инфраструктуры для создания, производственного освоения и коммерциализации нанотехнологической продукции.
Необходимым элементом этой сети является координационный совет, образованный в той или иной форме на государственном уровне.
Принципом формирования нанотехнологической сети является принцип поэтапности ее формирования.
Стратегическими решениями, вытекающими из этой концепции, которые направленны на достижение указанной выше стратегической цели на первом
этапе, являются:
-
создание межвузовского научно-образовательного центра нанотехнологий со структурными подразделениями и на принципах, представленных
в этой концепции;
-
осуществление кардинальных изменений в организации научных исследований, включающих изменение подходов к формированию государственных
научно-технических программ фундаментальных и прикладных исследований, отбору проектов, их финансированию и выполнению (см. также дополнительно
публикацию на данном сайте «Что необходимо, чтобы научные исследования в области нанотехнологии оказывали влияние на инновационное развитие
отечественной экономики?»);
-
формирование направлений научных исследований и разработок в области нанотехнологии, значимых для увеличения инновационной составляющей
экономики Узбекистана;
-
создание модели подготовки специалистов в области нанотехнологии на начальный период развития нанотехнологий в стране.
Еще одним стратегическим решением, направленным на развитие нанотехнологий
и создание наноиндустрии в стране, помимо перечисленных выше, является создание нормативных документов (национальных стандартов и др.),
регламентирующих разработку, испытание, производство и использование нанотехнологической продукции, в первую очередь нормативных и
нормативно-методических документов общетехнического назначения, а также отраслевых стандартов по направлениям в области нанотехнологии,
которые определены как приоритетные на начальном этапе развития нанотехнологий в стране.
Указанная выше концепция с вытекающими из нее стратегической целью и стратегическими решениями
(задачами) может служить основой для разработки и принятия на государственном уровне стратегии (совокупности
программ) развития нанотехнологий в Узбекистане на некоторый установленный период. В первую очередь надо принять государственную целевую
научно-техническую программу «Формирование в Узбекистане научного потенциала для развития нанотехнологий». И только после выполнения этой
программы могут приниматься государственные научно-технические программы по инновационному развитию отраслей на основе нанотехнологий
(см. подробнее в «Как организовать развитие нанотехнологий и создание наноиндустрии в Узбекистане» на данном сайте).
Разрабатывая стратегию (программы) развития нанотехнологий, надо учитывать, что для достижения стратегической цели недостаточно перечислить
стратегические задачи и назначит руководителей ведомств, ответственных за их решение. Необходимы план конкретных действий по решению стратегических
задач и обеспеченность выполнения этого плана нужными ресурсами (реально, а не на бумаге), а также кадрами (исполнителями), имеющими
необходимую мотивацию и достаточную компетенцию (а не формально назначенными). Для разработки такого плана необходима информация об имеющемся
в стране научном потенциале (оснащенность научным оборудованием, необходимым для проведения научных исследований и разработок в области
нанотехнологии; количество научных сотрудников и преподавателей в стране, занятых в области нанотехнологии, их компетентность, направленность
выполняемых ими исследований, значимости этих исследований для создания инноваций в различных сферах Узбекистана и т.д. ).
Еще в 2018 году в проекте межвузовского научно-образовательного центра нанотехнологий нами предлагалось организовать проведение
семинара-совещания «Развитие нанотехнологий в Узбекистане: проблемы и перспективы» с участием всех, кто в вузах и академических институтах
занят научными исследованиями в области нанотехнологии. Предлагалось до семинара путем опроса собрать информацию, на основе которой
сформировать базу данных о научном потенциале нашей страны в области нанотехнологии; на основе этой информации подготовить доклады по основным
вопросам повестки дня семинара, заслушать мнения и предложения со стороны участников семинара. Результаты этого семинара позволили бы уточнить
содержание стратегии развития нанотехнологий в Узбекистане на некоторый установленный период, а также разработать реальную программу действий
по ее реализации.
Предлагалось вынести на обсуждение следующие вопросы:
-
имеющийся в стране научно-технический потенциал для развития нанотехнологий (научные кадры, материально-техническая база,
управление развитием нанотехнологий, формы, источники и объемы финансирования, информационное обеспечение исследований и
разработок);
-
тематика научных исследований и разработок в области нанотехнологии, выполняемых в Узбекистане, их потенциал для создания инновационной
продукции;
-
основные отрасли промышленности и сельского хозяйства Узбекистана и направления в нанотехнологии, развитие которых может привести
реально к созданию инноваций в этих отраслях в Узбекистане;
-
непроизводственные сферы Узбекистана (медицина, здравоохранение и др.) и направления в нанотехнологии, развитие которых может привести
реально к созданию инноваций в этих сферах в Узбекистане;
-
факторы, препятствующие развитию нанотехнологий в Узбекистане, в том числе организационные (связанные с управлением наукой, экспертизой
научных проектов, порядком финансирования научных исследований и разработок и др.), а также субъективные, обусловленные отношением к
нанотехнологии в научной и производственной сферах Узбекистана;
-
пути устранения препятствий для развития нанотехнологий в Узбекистане;
-
стратегические решения по развитию нанотехнологий в Узбекистане и программа действий по их реализации, направленные на увеличение
инновационной составляющей экономики Узбекистана на основе нанотехнологий. |
Проведение такого семинара-совещания актуально и сейчас, как и создание базы данных о научном потенциале Узбекистана в
области нанотехнологии, разработка и принятие стратегии развития нанотехнологий в Узбекистане на установленный период, а
также научно-технической программы по ее реализации.
Ш. М. Шарипов (ООО "ProventaTech")
Примечание (январь 2024 г.)
Согласно данным «StatNano» на 14 января 2024 года, тенденция к увеличение количества научных публикаций Узбекистана по нанотехнологии,
индексированных в базе данных «ISI Web of Knowledge», сохранилась и в 2023 году (см. в разделе «Статистические данные» на данном сайте).
Примечание (январь 2025 г.)
Темп роста числа научных публикаций Узбекистана по нанотехнологии, индексированных в базе данных «ISI Web of Knowledge»,
не снизился и в 2024 году (см. в разделе «Статистические данные» на данном сайте).
|
|
|
|
|
|
Сайт создан и поддерживается ООО "ProventaTech" (Ташкент).
При использовании представленных здесь материалов ссылка на "uznanotechnology.uz" обязательна.
|
© ООО "ProventaTech", 2017–2025
|
|
|